Главная
Год 2015
Год 2016
Год 2017
Год 2018
Карта сайта
Гостевая книга
Алименты

01 июня 2015 г.
02 июня 2015 г.
03 июня 2015 г.
04 июня 2015 г.
05 июня 2015 г.
06 июня 2015 г.
07 июня 2015 г.
08 июня 2015 г.
09 июня 2015 г.
10 июня 2015 г.
11 июня 2015 г.
12 июня 2015 г.
13 июня 2015 г.
21 июня 2015 г.
29 июня 2015 г.
30 июня 2015 г.

Апрель 2015 г.
Май 2015 г.
Июнь 2015 г.
Июль 2015 г.
Август 2015 г.
Ноябрь 2015 г.
Декабрь 2015 г.


04 июня 2015 г.

Рисунок - зеркало души ребенка. Часть третья.

Преамбула. Положительное подкрепление. Отрицательное подкрепление.

Когда матери нужно закрепить на уровне рефлекса ту или иную реакцию у ребенка, она использует положительное подкрепление для закрепления тех реакций (условных рефлексов), которые ей нужны; и наоборот - мать делает негативное/отрицательное закрепление тех реакций, которые ей не нужны. Пример положительного подкрепления из моего семейного архива/закромов памяти: как-то раз Татьяна с ровного места решила, что Ева должна выйти на улицу в косицах (Ева была с хвостами и уже выходила), Таня так резко дернула Еву за хвостики, что у Евы чуть полголовы не вырвалось. Ева со слезами простояла, пока мать не закончило свое плетево. Потом, возвратившись с улицы, мать наготовила, нажарила много вкусной еды и была весела и приветлива. Положительным подкреплением в данном случае является пищевое подкрепление после физического и эмоционального болевого воздействия. Академик Павлов аналогичный прием использовал в своих опытах на собаках, которых бил разрядом электрического тока, а после давал еду - и собаки уже без еды в следующий раз реагировали позитивно/положительно на разряды электрического тока. Вывод: если после физического и/или эмоционального давления на ребенка его накормить, то у ребенка сформируется стереотип, что его не бьют, а воспитывают. Аналогично с запретами - у ребенка формируется уверенность, что его не лишают прав, а учат жизни - и стоимость такого чуда воспитания - тарелка супа. А теперь ответьте сами, почему мать будет запрещать ребенку питаться на стороне (у друзей, у соседки и др. "неофициальные" места кормежки), принимать пищу от других людей. Другой момент, который мать будет отслеживать очень последовательно - запрещать ребенку употреблять в пищу лакомства любого происхождения: сладкое, мороженное, пироженное, гамбургеры, картошка фри, чипсы, сухарики и т.д., по той причине, что если ребенок вкусит "запретный плод" у него потом положительное подкрепление супом не получишь, другими словами, всякого рода "вкусняшки" ломают механизм системы запретов матери.

А теперь пример отрицательного подкрепления из моей памяти: большую часть отдыха мы (я, Татьяна и Ева) проводили на море. Еве очень нравилось плавать, нырять и т.п. - она чувствовала себя очень комфортно в воде (учитывая, что у большинства детей в этом возрасте гидрофобия - боязнь воды). Вечером того же дня Татьяна причесывая Еву комментирует: "...вот видишь, Ева, будешь много плавать, волосы вообще не будут расчесываться...". Ребенка после этой установки, как подменили: она уже не с таким как прежде азартом соглашалась плескаться в воде, сделав вывод, что там, где папа там плохо.

В результате манипуляций с павловским эффектом выработки условных рефлексов в пищевых структурах ребенок невротизируется, и это уже можно замечать в рисунках. Другой важный момент - ребенок не видит своих родителей и своих родственников читающими и анализирующими что-либо. Информация потребляется в готовом виде из телевизора и интернета. Единственная встреча с книгой, где она имеет положительное подкрепление - в магазине и перед сном, когда кто-нибудь из родителей читает на ночь, а все остальные структуры, где появляется книга и все то, что с ней связано: знание алфавита, чтение, умение работать с информацией, анализ вычитанного из книги - имеет отрицательное/негативное подкрепление, потому что мать, в силу того, что пищевые структуры уже заняты, не включает все вышеперечисленное в пищевые структуры, что дало бы положительное подкрепление ребенку.  В результате всего этого когда ребенок проходит подготовку к школе и начинает учиться в школе, он испытывает от учебной деятельности дополнительную дозу негатива, что усугубляет невроз. На учебе это тоже сказывается не самым лучшим образом. Ниже я сделал подборку рисунков Евы, где имеются проявления невроза и все рисунки были выполнены исключительно в ситуациях её дошкольной подготовки и учебы в первом классе школы:

9. Рисунки выполненные в ситуации дошкольной подготовки.

Этот рисунок Ева сделал по своей инициативе, когда мы учили английские буквы. На рисунке она изобразила английский флаг и сверху и снизу английские буквы, как она хотела, чтобы они такими были. Рисунок выполнен черным фломастером, что и логично, потому что это учеба, где нет места краскам, т.е. черный фломастер выполняет функцию ручки/чернил. Агрессия выражена явно - из всех букв только "S" и последняя буква не "агрессивные". Рисуя такие рисунки-схемы, очень формализовано, ребенок уменьшает стресс вызванный учебной ситуацией, которую он интерпретирует, как отлучение от матери т.е. от пищи и удовольствия. С одной стороны, конечно же, хорошо, что ребенок выплеснул негатив на бумагу; но с другой стороны - это плохо, потому что ребенок сделал имитативный перенос - он уже познал эти буквы, а вместе с ними и весь английский язык, поэтому зачем продолжать учить буквы и т.п. и т.д.

Серия рисунков, которые представлены ниже, рисовались, как часть задания на чтение. Задание сводилось к следующему: 1) Еве нужно было прочитать несколько строчек какого-то текста - это могло быть короткое стихотворение или какое-нибудь предложение состоящее из нескольких частей или несколько коротких предложений описывающих какую-то ситуацию; 2) после прочтения, которое должно выполняться абсолютно самостоятельно, про себя, не задавая вопросов, нужно было нарисовать то, что понято из прочитанного. Первый рисунок на текст из "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина. Хоть задание и увлекательное, стресса оно не поубавило - рисунки опять выполнены формально, схематично, небрежно - у старухи нет волос и на лице одни глаза, фигура несимметричная, что нетипично для Евы, т.е стресса было "выше крыши". Изба развалилась на составные элементы - все отдельно: дверь, окно, стены и крыша - так Ева передала слово "ветхая" т.е налицо мощная регрессия - так рисуют маленькие дети и дети с умственной патологией. Через некоторое время Ева взяла себя в руки и нарисовала деда уже более-менее корректно.

Этот рисунок нарисован 22.07.2014 г. на текст "Пришла зима и засыпала весь двор: качели, горку, песочницу". Все то же самое, мало, что поменялось с предыдущего рисунка с точки зрения отношения к заданию - снег изображен непропорционально, качель, горка, песочница - узнаваемы (нарисованы по минимуму), рисунок формализованный агрессивности меньше - лишь в правой половине листа.

Этот рисунок (21.07.2014 г.) на текст "Пошел летний дождик и оставил на тротуаре много луж". Текс был набран мною на компьютере прописью/курсивом и распечатан. Нужно сказать все, что касалось прописей вызывало слезы и в данном случае не обошлось без них. Пришлось перепечатать текст не прописью, оставив прописью только одно слово. Более-менее успокоившись вникла в прочитанное и нарисовала карандашом хаотичные палочки. Я настоял на том, чтобы она все-таки перерисовала цветными карандашами или фломастерами. Хочу сразу сказать, что в выборе рисующего предмета не было никакого ограничения - всегда под рукой были фломастеры, карандаши, восковые мелки, краски.

Этот рисунок выполнен 26.08.2014 г. Текст такой: "Уже конец августа и деревья начали сбрасывать пожелтевшие листья." Даже через месяц адаптации к формату задания не произошло - рисунок максимально формализован, бесцветен. На мой вопрос: "Как можно изобразить август?" Ева написала "август". Одно хорошо - агрессия отсутствует.

Этот рисунок (последний перед школой) выполнен 29.08.2014 г. Текст такой: "Выглянуло солнышко и осветило своими лучами улицу и дома" Комментировать ничего не буду - все видите сами.

10. Рисунки выполненные в ситуации школьной подготовки и самой школы.

За сентябрь - ноябрь рисунков, как часть каких-либо учебных заданий не выполнялось, кроме двух - Ева сама придумала себе задание - организовать в школе театральную постановку, чтобы репетировать на переменах. Для этой цели она выбрала мальчиков из своего класса и подготовила для них "сценарии" - всего девять копий/экземпляров (по одному на каждого участника постановки). Лист складывался пополам, образую что- то наподобие книжки. Где изображено сердце - это обложка сценария, где написано "Лёня" - это внутренняя часть сценария, где указаны "роли". Нужно отметить, что школа, конечно добавила стресса, но больше стресса Ева получила от своей всемогущей мамы, потому что прослеживается прямая зависимость между формализацией рисунков и установками матери. Так за неделю до школы Ева гостила у матери и это сразу отразилось в рисунках (смотри рисунки от 26-27 августа). Последние рисунки (внизу) сделаны в осенние каникулы, по возвращению от матери, которая сказала, что у Евы скоро не будет папы. Ева это мне напрямую сказала. А вечером этого же дня изготовила девять сценариев. Какой бы стрессовой не была для Евы ситуация, она всегда справлялась с ней благодаря своей интеллектуализации: сердце - симметричное, элементы замка симметричны. Черный цвет выбран сознательно - в книге тексты пишутся черными чернилами. Черный цвет в данном случае - это не маркер агрессии, а маркер интеллектуализации. Самооценка не пострадала от известия, что папы скоро не будет - Ева одна единственная принцесса, а вместо папы у нее много заместителей (ребята с класса).

 

 



 
Лопатин Владимир Владимирович  
Екатеринбург
   Тел.: +7 (982) 6259734    simbioz2004@bk.ru    skype: vlopatinv   fb: Владимир Лопатин


Гостевая книга