Главная
Год 2015
Год 2016
Год 2017
Год 2018
Карта сайта
Гостевая книга
Алименты

Апрель 2015 г.
Май 2015 г.
Июнь 2015 г.
Июль 2015 г.
Август 2015 г.
Ноябрь 2015 г.
Декабрь 2015 г.


30 мая 2015 г.

Рисунок - зеркало души ребенка. Часть первая.

Все время пока я занимался подготовкой Евы к школе, я следил за её психо-эмоциональным состоянием, динамикой развития логического предметно-конкретного и абстрактно-образного мышления. Для этой цели я пользовался несколькими методиками одновременно, но сейчас я хочу рассказать про одну из них - детский рисунок, который дает информацию не только о  душевном/эмоциональном состоянии ребенка, но и о степени развития/заторможенности/аномальности его мышления, т.е.  наблюдение за рисующим ребенком и сам рисунок позволяет оценить не только уровень умственного развития, диагностировать психическое состояние, но и определить базовые характерологические особенности личности ребенка.

Не всякий взрослый может объяснить и словесно описать, что он переживает, чувствует, что его волнует, пугает и т.д. в тот или иной момент, и не потому, что не может подобрать нужные слова, а потому, что не всегда считает, что это целесообразно делать в той или иной обстановке/ситуации, а что говорить о детях, у которых еще бедный лексический запас, им незнакомы необходимые коммуникативные навыки (дискурсы) и они вообще выживают, а не живут, в системе запретов взрослых и тотального игнорирования своих интересов/желаний. В таком случае на помощь приходит  анализ детских рисунков. Не одного отдельно взятого рисунка, который был нарисован ребенком по просьбе взрослого, даже когда взрослый предлагает (или даже навязывает) ребенку нарисовать что-то конкретное, в конкретном месте (листа), конкретным цветом и т.п. и т.д., а последовательности рисунков, выполненных ребенком самостоятельно (внутренне мотивированно) в различных обстановках/ситуациях за продолжительный период времени - несколько недель и месяцев. Для более точного анализа (и следовательно более объективного), я на протяжении семи месяцев просил Еву и всех, кто был с ней вместо меня, просить её рисовать все, что она хотела, и она это делала с большим удовольствием. В итоге у меня накопился богатый материал для анализа психо-эмоционального состояния Евы как по отдельным ситуациям, так и ее состояния в стазисе (устойчивом, неизменном состоянии; инварианте, чем-то постоянном, неизменном). В целом могу констатировать, что Ева за все время пребывания со мной не испытывала психо-эмоциональных нагрузок (скорее наоборот), о чем свидетельствуют её рисунки:

1. Рисунки на асфальте (апрель 2014 г.)









Как видно, рисунки выполнены всеми имеющимися цветными мелками (это означает, что ребенок находится в эмоциональном позитивном  настроении), пропорции правильные, цвета соответствуют реальным.
Я нашел уголек и предложил Еве использовать его тоже для рисунков с целью проверить, будет ли она рисовать какие-нибудь рисунки только черным, что означало бы, что у неё подавленное состояние и что-то ее пугает.






Как видно черный цвет Ева использовала "по прямому" назначению - обозначила контуры предметов или те элементы рисунка, которые черные в реальности.

2. Рисунок нарисованный в Березовском у дедушки (май 2014 г.)



Она нарисовала два облака, радугу, солнце под радугой. И когда я спросил её, что означают цветные точки, она ответила, что это капли, потому что прошел дождь. Тогда я спросил: "Почему капли цветные, они должны быть синие." Она ответила: "Потому что такие." Главное, что я хочу отметить в этом рисунке - то, как нарисованы капли - они нарисованы ударами кисточки по бумаге, что означает, что Еву в той ситуации что-то пугало, но несмотря на это, страх не был негативизирован (не был нарисован темным цветом с учетом оппозиции к самому темному элементу рисунка). И вообще, я хочу сказать, что постоянная характеристика Евы - любой негатив не негативизировать т.е. она не добавляет к уже имеющемуся чему-то плохому плохое еще и от себя. Рисунок ниже тоже указывает на наличие ситуационного страха - точки сделаны ручкой по раннее выполненному рисунку луны, в тот день мы смотрели сказку "Лабиринт" и её пугали гномы - персонажи в фильме, хотя они и были милыми, смешными и пели песни. Я спросил её, что она нарисовала. Она ответила - звезды, что и логично, потому что первым ей под руку попался рисунок с луной. Так Ева утилизировала через рисунок свой страх, который рациональный и логичный, т.е. вызван неким объективно страшным для нее внешним раздражителем. Было бы гораздо хуже, если бы она рисовала, что-то утилизирующее ее страх, тревогу или волнение, которые иррациональные, т.е. не вызваны объективно пугающими внешними раздражителями, а явились бы продуктом ее искаженной фантазии и/или невроза.



12 сентября 2014 г. я спросил её, помнит ли она, что она рисовала четыре месяца назад. Она ответила, что не помнит. Т.е. подтвердилось мое предположение, что страх рациональный и имел транзитный характер (был обусловлен ситуацией, и не является её внутренним постоянным страхом/тревогой).

3. Рисунок сделанный при прослушивании аудио-сказки "Кошкин дом"



Небольшая преамбула. Ева на тот период боялась слушать сказки, если их нужно было потом либо пересказывать, либо отвечать на вопросы по сюжету сказки, т.е. навыка аудирования (восприятия информации на слух) у неё напрочь не было. А откуда ему взяться, когда даже чтение сказок на ночь не было интерактивным - т.е. чтение не прерывалось в сюжетных узлах, и вопросы по понятому блоку до сюжетного узла не задавались. Поэтому, например, кот Василий (справа) изображен целиком черным - вообще, это был самый "страшный" персонаж для Евы в аудио-сказке "Кошкин Дом". Рисунок выполнен формально, т.е. каракулями, лишь бы отделаться, но даже в этом случае не используется один цвет, причем по мере слушания сказки и рисования имеется тенденция к быстрой адаптации к "страху". На это указывает то, что кошка (слева) вначале была нарисована черным, но к середине сказки Ева изменила свое отношение к ней и дорисовала платье и туфли красным цветом. Котята изображены с точки зрения цвета симметрично/зеркально, что говорит о том, что для Евы важнее передать не эмоцию/настроение, которые она испытывает, а стремление гармонизировать то, что она чувствует и переживает, и следовательно, изображает. Это указывает на интеллектуально-логический склад психики, а не экспрессивно-эмоциональный, как это может показаться на первый взгляд, когда при малейшем стрессе она уливалась неукротимыми слезами. Еще один интересный момент: кот Василий (папа т.е. я) хоть и весь черный с длинными острыми когтями, но лапы-руки опущены вниз - это означает, что нет агрессивной интенции (намерения причинить боль, поступить плохо по отношению к ней); кошка хоть и в красном платье и без когтей "в боевой готовности" (как это у меня), лапы-руки у неё обе подняты вверх - это означает постоянную агрессию. Себя Ева (красный котенок на переднем плане) изображает большего размера чем второй, черный котенок на заднем плане (Лея) - это указывает на то, что Ева себя позиционирует как более статусного члена семьи, чем я или младшая сестра; красные цвет платья мамы и себя указывает на более тесную эмоциональную связь с Таней, чем со мной или сестрой, в оппозиции я - Лея, Лея эмоционально ближе, чем я - на это указывает наличие красного цвета в рисунке. Другой любопытный момент - Ева лицо Леи (котенка на заднем плане меньшего размера) вначале рисует красным цветом, но затем делает его на девяносто процентов черным - таким образом Ева сообщает нам, что у неё прав на маму гораздо больше, чем у сестры, хотя признает, что права одинаковые. Другой аргумент - более близкое расположение к матери-кошки, чем у Леи-котенка, которой вообще уделено место у дверей/выхода.

4. Рисунок под названием "Навоз".



Снова небольшая преамбула. Как-то раз, играя с Евой в развивающие игры, я обронил фразу, что скоро приедет мама с Леей, и Ева, будучи в прекрасном расположении духа и игривом настроении, выдала: "О! Скоро навоз приедет!" Я крайне удивился от такого эпитета и тут же спросил: "А почему ты маму и Лею назвала навозом?". Ева ответила: (как будто стряхнула с себя что-то) "Не знаю."
На следующий день она сама по своей инициативе взяла крышку из под сока (чтобы нарисовать овалы головы) и изобразила рисунок (см. выше). Обратите внимание, Лея и мама выполнены исключительно черным цветом, в то время как папа и сама Ева - двуцветные. И что примечательно - я нарисован корректно - с функциональными ногами и стоящим на "земле " (зеленая линия сверху "земли"/"лужайки") - т.е. я - реальный, динамический, и не нуждающийся в дополнительной опоре/основании, т.к. обхожусь своими двумя ногами - свободный в своем передвижении в пространстве. Все остальные, включая и Еву, нуждаются в дополнительной опоре - на это указывает, что все три фигуры не "стоят" на земле, как я на ногах, а не имеют ног вообще и, что главное, "прилипли" к физическому краю листа - все это указывает на низкую самооценку как самой Евы, так и всех тех, кто её окружает, кроме меня ("заслуга" Тани). По высоте фигур относительно друг друга виден, какой у каждого статус: самый низкий у Леи, у меня самый высокий. Сестра отделена от остальных - руки не касаются. Расположение косы у Евы и Леи свободно висящие, а у Тани коса угрожающе поднята - это означает, что Таня подавляет детей, и Еву в первую очередь - торчащая (что символизирует агрессию) коса Тани скрещивается с Евиной "не агрессивной" косой. Сравните косы на других рисунках, там где нет матери - коса у Евы всегда приподнята/оттопырена - это означает, что в тех контекстах Ева доминирует, и демонстрирует нормальную самооценку.

5. Рисунки на тему дружбы.





Любые рисунки на тему дружбы полноцветные, позитивные. Лучи солнца представляют собой прямоугольники - это означает, что Ева хотела бы, чтобы одобрение сверху (от "матери" - солнце в детском рисунке - это неотрицающая "мать") было бы стабильным и устойчивым - на это и указывают основания/концы лучей - они прямоугольники, т.е. имеют материальное физическое/геометрическое основание. Сердце (на нижнем рисунке) нарисовано с особой тщательностью и сочным цветом, стрела проходит снизу вверх, что говорит об уверенности в своих эмоциональных намерениях. Неизменно присутствует элемент гармонизации, симметрии - коль нарисовала верхний элемент синий, то и нижний "алмазик", как в к/ф "Титаник", тоже синий. И вообще, Ева обожала наши занятия по логике, но об этом как-нибудь в следующий раз.



На рисунке (см. выше) изображен я (на это указывает больший размер фигуры), Ева, море, рыбы. Рисунок передает дружбу между нами - это вычитывается из того, что у Евы появились функциональные ноги, и эти ноги не гипертрофированные, аномально утолщенные или какие-нибудь фантастические, а самые обыкновенные человеческие ноги; мы стоим на одной ровной плоскости, что означает, что мы на равных; коса свободно висит - это означает, что она не испытывает чувства подавленности (как Таня любит кричать на каждом углу, что я подавляю их), Еве не нужно защищаться от меня; солнце-мать далеко вверху, маленького размера и представляет собой лишь кусок целого, но главное - имеет треугольные лучи остриями направленные на нас - это означает, что Ева осознает, что мать хоть и где-то там далеко и половинчатая (наполовину принадлежит, например, сестре), но всё равно будет недовольна тем, что Ева дружит со мной. Справа нарисовано море - тоже агрессивная среда, но уже по-другому пугающая, нежели мать - зубастые рыбы, которые символизируют агрессию из вне, но моя более массивная рука отставленная в сторону служит защитой Евы от агрессии из среды, но не от агрессии со стороны матери, которую Ева не отрицает.

Продолжение следует...

Еще советую почитать на тему:

1. Психологический практикум: тесты - Джон Дилео - Детский рисунок. Диагностика и интерпретация, 2001.
2. Психология для всех - Венгер А. Л. - Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство, 2006
3. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта, 1981.

или науч.поп типа Как расшифровать детский рисунок


 
Лопатин Владимир Владимирович  
Екатеринбург
   Тел.: +7 (982) 6259734    simbioz2004@bk.ru    skype: vlopatinv   fb: Владимир Лопатин


Гостевая книга