Главная
Год 2015
Год 2016
Год 2017
Карта сайта
Гостевая книга
Алименты

 

Январь 2017 г.
Февраль 2017 г.
Март 2017 г.
Апрель 2017 г.
Май 2017 г.
Июнь 2017 г.
Июль 2017 г.
Август 2017 г.
Сентябрь 2017 г.
Октябрь 2017 г.

 

01 октября 2017 г.
02 октября 2017 г.
03 октября 2017 г.
04 октября 2017 г.
05 октября 2017 г.
06 октября 2017 г.
07 октября 2017 г.
08 октября 2017 г.
09 октября 2017 г.
10 октября 2017 г.
11 октября 2017 г.
12 октября 2017 г.
13 октября 2017 г.
14 октября 2017 г.
15 октября 2017 г.
16 октября 2017 г.
17 октября 2017 г.
18 октября 2017 г.
19 октября 2017 г.
20 октября 2017 г.
21 октября 2017 г.
22 октября 2017 г.

 

06 октября 2017 г.

Вятский медведь – главный персонаж картины «Утро в сосновом бору».

Как известно, картина Шишкина "Утро в сосновом бору." создавалась в соавторстве с другом Шишкина - художником Савицким. Однако, авторство осталось только у Шишкина. Почему произошло так, имеется более одного объяснения. Например, такое:

"Это единственный случай так называемого соавторства, утверждают искусствоведы - утро в сосновом лесу. Этих веселых медведей внутри картины написал не Шишкин, а его друг и коллега, художник Савицкий. Да так чудесно, что решил подписаться под произведением вместе с Иваном Шишкиным. Однако коллекционер третьяков распорядился подпись Савицкого убрать - отнюдь не медведи главные герои картины художника Шишкина, посчитал он. Они действительно часто работали вместе. И только медвежий квартет буквально произведение раздора в многолетней дружбе художников. У родственников Константина Савицкого альтернативная версия исчезновения подписи - якобы за замысел Савицкого весь гонорар Шишкин получил. Эвелина Полищук, старший научный сотрудник Третьяковской галереи, родственница Константина Савицкого: "Была такая обида и он стер свою подпись и сказал "мне ничего не нужно", хотя у него было 7 человек детей". "Если бы я не был художником, я бы стал ботаником" - много раз повторял художник, которого и без того ученики так называли. Он настоятельно рекомендовал им рассмотреть предмет через увеличительное стекло или сфотографировать, чтобы запомнить - сам так делал, вот его аппараты. И только потом с точностью до сосновой иголочки переносил на бумагу. Галина Чурак заведующая отделом Третьяковской галереи: "Главная работа была летом и весной на натуре и он сотни этюдных зарисовок привозил в Петербург где осень зимой работал над большими полотнами". Он ругал друга - Репина за его плоты на картинах, говорил, не понять, из бревен какого дерева они связаны. То ли дело - Шишкин лес - "дубы" или "сосна". А вот по лермонтовским мотивам - на севере диком. У каждой картины свое лицо - рожь - это Русь, широкая, хлеборобная. Сосновый бор - дремучесть наша дикая. У него ни одного повторения. Эти пейзажи как люди разные. За всю жизнь почти восемьсот портретов природы."

Источник: http://www.newart.ru

Или такой пример:

Также существует энное количество "неофициальных" версий истории создания шедевра. Например, такая:

"Искусствоведами давно доказано, что картину «Утро в сосновом бору» Шишкин писал с натуры, а не с обертки конфеты «Мишка косолапый». История написанияшедевра довольно интересна. В 1885 году Иван Иванович Шишкин задумал написать полотно, отображавшее бы глубинную силу и необъятную мощь российского соснового бора. Местом написания полотна художник выбрал Брянские леса. Три месяца Шишкин жил в шалаше, добиваясь единения с природой. Итогом акции стал пейзаж «Сосновый бор. Утро». Однако, жена Ивана Ивановича Софья Карловна, служившая главным экспертом и критиком картин великого живописца, посчитала, что полотну не хватает динамики. На семейном совете пейзаж решено было дополнить лесной живностью. Первоначально планировалось «пустить по полотну» зайцев, однако, их малые габариты вряд ли сумели бы передать мощь и силу российского леса. Выбирать пришлось из трех фактурных представителей фауны: медведя, кабана и лося. Отбор произвели методом отсечения. Кабан отпал сразу - Софья Карловна не любила свинину. Сохатый также не прошел по конкурсу, так как лось, карабкающийся по дереву, выглядел бы неестественно. В поисках победившего в тендере подходящего медведя Шишкин вновь был отселен в Брянские леса. Однако на этот раз его ожидало разочарование. Все брянские медведи показались живописцу худосочными и малосимпатичными. Шишкин продолжил поиски в других губерниях. 4 года скитался художник по лесам Орловщины, Рязанщины и Псковщины, но так и не нашел экспонат, достойный шедевра. «Непородистый нынче медведь пошел, может, все-таки кабан подойдет?», - писал из шалаша Шишкин жене. Софья Карловна и здесь помогла мужу – в энциклопедии «Жизнь животных» Брема она прочла, что лучшим экстерьером обладают медведи, обитающие в Вятской губернии. Ученый-биолог описывал бурого медведя вятской линии как «крепко сбитое животное с правильным прикусом и хорошо стоящими ушами». На Вятку, в Омутнинский уезд и подался Шишкин в поисках идеального животного. На шестой день проживания в лесу, неподалеку от своей уютной землянки художник обнаружил берлогу великолепных представителей бурой породы медведей. Медведи также обнаружили Шишкина и дописывал их Иван Иванович уже по памяти. В 1889 году великое полотно было готово, аттестовано Софьей Карловной и размещено в Третьяковской галерее. К сожалению, о существенном вкладе вятской природы в написание картины «Утро в сосновом бору» сейчас мало кто помнит. А зря. И по сей день медведь в этих краях водится мощный и породистый. Общеизвестным является тот факт, что для эмблемы Олимпиады-80 позировал медведь Громыка из зверохозяйства «Зониха».

Вячеслав Сыкчин, независимый историк, председатель ячейки медведологов Вятского общества дарвинистов."

Источник: http://real-buk.livejournal.com

В случае последнего примера в глаза сразу бросаются маркеры троллинга: публикация в ЖЖ; явные противоречия с общеизвестными фактами, на которые даже указали комментирующие: "Первая жена Евгения Александровна Шишкина (Васильева), сестра Ф. А. Васильева (умерла в 1874). В этом браке у Шишкина было трое детей: сыновья Владимир (1871-1873) и Константин (1873-1875), дочь Лидия (1869). Вторая жена Лагода-Шишкина, Ольга Антоновна (1850—1881) — художница-пейзажистка, ученица Шишкина в Академии. Дочь Ксения."; явно вымышленный сюжет с отсылками на перекрестные общеизвестные факты - в данном случае житьё Шишкина в шалаше/землянке - явная отсылка к биографическому эпизоду Ленина; намеренная ирония и сарказм - в данном случае лось карабкающийся на дерево и Софья Карповна, которая не любит свинину. Таким образом, перед нами хороший пример троллинга, т.е. намеренного искажения фактов.
В случае первых двух примеров определить, насколько намеренно или ненамеренно искажена действительность, не представляется легкой задачей. Во-первых, потому что отсутствуют явные маркеры троллинга (см. выше); во-вторых, сведения не являются общеизвестными и представляют собой информацию личного/частного характера, где злоупотреблений по искажению фактов будет гораздо больше.


Также на тему "Искажение фактов. Намеренное и ненамеренное."




 
 

Лопатин Владимир Владимирович

Тел.: +7 (982) 6259734    simbioz2004@bk.ru
skype: vlopatinv   fb: Владимир Лопатин


Гостевая книга