Главная
Год 2015
Год 2016
Год 2017
Год 2018
Карта сайта
Гостевая книга
Алименты

 

Январь 2018 г.
Февраль 2018 г.
Март 2018 г.
Апрель 2018 г.
Май 2018 г.
Июнь 2018 г.
Июль 2018 г.
Август 2018 г.
Сентябрь 2018 г.
Октябрь 2018 г.
Ноябрь 2018 г.

 

01 августа 2018 г.
02 августа 2018 г.
03 августа 2018 г.
04 августа 2018 г.
05 августа 2018 г.
06 августа 2018 г.
07 августа 2018 г.
08 августа 2018 г.
09 августа 2018 г.
10 августа 2018 г.
11 августа 2018 г.
12 августа 2018 г.
13 августа 2018 г.
14 августа 2018 г.
15 августа 2018 г.
16 августа 2018 г.
17 августа 2018 г.
18 августа 2018 г.
19 августа 2018 г.
20 августа 2018 г.
21 августа 2018 г.
22 августа 2018 г.
23 августа 2018 г.
24 августа 2018 г.
25 августа 2018 г.
26 августа 2018 г.
27 августа 2018 г.
28 августа 2018 г.
29 августа 2018 г.
30 августа 2018 г.
31 августа 2018 г.

 

29 августа 2018 г.

Глазок в железном занавесе.

В один из зимних дней 1969 года председатель КГБ СССР Юрий Андропов вызвал к себе политического консультанта отдела социалистических стран ЦК КПСС Александра Бовина. Они были знакомы много лет. По поручению главы всесильного ведомства Бовин штудировал ежегодные отчёты советских послов и выискивал в них полезную информацию, которую докладывал Андропову.
Кроме того, Бовин писал тексты докладов для генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева. Однажды на неформальной встрече журналистов кто-то спросил Бовина, читал ли он последнюю речь генсека. «Что значит «читал»? Я её писал», — парировал Бовин.
Впрочем, в тот день Андропов вызвал его по другому поводу. В недрах КГБ созрела идея создания телевизионной программы, показывающей гражданам все преимущества советского образа жизни. Решение о создании программы уже было принято, но Андропов хотел услышать мнение талантливого эксперта-международника, какой эта программа должна быть. Бовин пообещал написать план.
Спустя несколько дней он представил тематику рубрик, на которых нужно было заострить внимание:
1) обзор важнейших политических и экономических событий недели;
2) борьба трудящихся за рубежом за свои права;
3) безработица и расизм;
4) национально-освободительные движения;
5) международная безопасность и культура.
Андропов дал добро.
Программу назвали «Международная панорама». Каждый её выпуск начинался с ритмичной музыки, происхождение которой советским гражданам было неизвестно. Впрочем, сведущие люди знали, что музыкальная заставка была позаимствована советскими телевизионщиками у американской рок-группы The Ventures из альбома 1967 года Super Psychedelics. А вот в обзорах событий использовался сингл One of These Days группы Pink Floyd. Суперсовременный на тот момент ритм должен был сразу дать понять советским людям, что передача будет показывать жизнь за рубежом. А для тех, кто всё-таки этого не понимал, голос диктора добавлял: «Международная панорама»! События, факты и комментарии!».

Шутка Киссинджера.

Начиная с первого выпуска вёл программу её автор — Александр Бовин. 39-летний аналитик не был профессиональным тележурналистом, он даже внешне отличался от остальных ведущих Центрального телевидения. Массивный, упитанный, с большой проплешиной и лохмами по бокам, усатый и без галстука — Бовин в телестудии казался каким-то «случайным пассажиром». Ещё больше удивляла его манера ведения программы. Первые выпуски Александр ещё придерживался советов телередакторов, сидел за столом и старательно выделял важные моменты в своих повествованиях. Телесуфлёром он не пользовался, но иногда заглядывал в бумагу на столе. Довольно быстро Александр съехал на размеренно-вальяжный тон, беседуя со зрителем словно с добрым приятелем на кухне.
С самого начала передача задумывалась как идеологическая, поэтому большинство сюжетов в ней были на темы «Как плохо на Западе жить простому человеку» или «Американская военщина разрушает мирную жизнь других стран». Оглядываясь с высоты прошедших лет, можно утверждать, что сюжеты были информативны и правдивы. Другое дело, что вторую сторону медали советские политинформаторы предпочитали не замечать.
После отдельных выпусков в народе пошли анекдоты по поводу сюжетов, комментируемых Бовиным. Например, репортажи на экономическую тему часто содержали сцены уничтожения товаров или продуктов бульдозерами. Ведущий объяснял, что всё это последствия кризиса перепроизводства и хищнической натуры капиталистов, которые в погоне за прибылью готовы уничтожать товар, но не отдать его бедным. Кадры, как гусеницы давят колбасу или дорогой сыр, перемежались с показом бедных негритянских кварталов Нью-Йорка, где негры ковырялись в мусорных баках. За три доллара они могли наговорить советскому журналисту всё что угодно. Вот и говорили о своих бедах, забывая упоминать про сносное пособие. После чего тучный Бовин вставлял ещё свои три копейки, и советские люди понимали, что им, а более всего — ведущему, повезло жить в СССР. Ведь в США, судя по его комментариям, такого веса ему было бы просто не набрать.
Курьёз произошёл с Бовиным, когда он интервьюировал госсекретаря США Генри Киссинджера. На вопрос, как администрация Белого дома борется с проявлением антисемитизма в США, Киссинджер сощурился и уточнил:
— Бовин, вы еврей?
— Ну что вы?! — сначала даже растерялся журналист, но быстро нашёлся. — Я — русский!
Киссинджер на секунду замолчал, а потом улыбнулся:
— Ну-ну… А я — американский.
Разумеется, этот кусок интервью в «Международной панораме» не показали, сочтя его лишним. А вот Бовин действительно был русским. Как сам он говорил: «Был бы евреем, может быть, был бы поумнее».

Между строк.

В Советском Союзе все понимали, что нужно читать между строк. Популярность «Международной панорамы» была вызвана именно этим. Люди видели в сюжетах о западной жизни гораздо больше того, что им хотели показать авторы программы. Во время железного занавеса посмотреть, как живёт «загнивающий Запад», можно было только по телевизору, главным образом в «Международной панораме».
Большинство зрителей, включающих телеприёмник вечером в воскресенье, ждали, конечно же, не размышлений Бовина, а немного иного. Куда больший интерес у советских зрителей вызывали сюжеты о западной культуре.
Советские журналисты, осознавая, какой популярностью пользуются в СССР западные музыканты, выставляли известных рок-идолов наркоманами, идиотами и извращенцами. Но в Союзе это никого не беспокоило: мало ли как у них там. Зато многие записывали на магнитофон отрывки из синглов, которые чудом прорывались на советский экран. А потом хвастались перед знакомыми, что сумели достать новый западный хит.
Но не музыкой единой жили советские люди. Кто-то жаждал увидеть в кадрах «Панорамы» японские или немецкие автомобили, кто-то — западную архитектуру, других интересовали новинки кино. Даже мода иногда проглядывала из сюжетов «международников». Именно это заставляло советских аполитичных женщин смотреть передачу.

Рок от Бовина.

О новинках западной музыки советские зрители зачастую узнавали не из музыкальных программ, а из «Международной панорамы». Именно в этой передаче впервые показали выступления таких групп, как Boney M, Smokie и Sex Pistols.

Помимо Бовина, «Международную панораму» делал коллектив профессионалов — журналистов-международников. Генрих Боровик, Валентин Зорин, Александр Каверзнев, Фарид Сейфуль-Мулюков. Здесь же начинала свою карьеру телеведущая Татьяна Миткова. Вот только задержалась она там недолго. Ведущий суперпопулярной в годы перестройки программы «Взгляд» Владимир Мукусев в своей книге писал: «Я уже тогда (1987 год) понял, что мы должны из Афганистана уходить. Но даже намекнуть на это с телеэкрана абсолютно невозможно. Не знаю почему, пошёл в «Международную панораму, она была из числа передач-небожителей. И там я встретил никому из телезрителей тогда неизвестную Татьяну Миткову… Это было лето, время отпусков, она оставалась «на хозяйстве» и вставила мой материал в передачу. Скандал был до небес, ей вкатили выговор».
После развала Советского Союза программа выходила на «первой кнопке» до 1995 года под названием «Панорама», а затем была закрыта из-за низкого рейтинга. В 2000-м её пытался реанимировать на канале РТР журналист Александр Гурнов, но программа продержалась лишь год. Последнюю попытку возобновить легендарную передачу предпринял Евгений Примаков — внук легендарного министра иностранных дел. С марта 2015 года программа «Международное обозрение», которая задумана как продолжение «Международной панорамы», выходит на канале «Россия-24».

Источник: https://www.bagira.guru



Интересно, почему музыку для заставки передачи взяли капиталистическую, а не свою социалистическую - ведь, можно было напрячь своих идеологически правильных композиторов типа Пахмутовой или Шаинского, которые придумали бы не хуже по тревожности и драматизму музыкальную композицию; но, нет - взяли именно западную и довольно известную в среде советских граждан музыку. Так сделали исключительно для повышения правдоподобности той информации, которая была в сюжетах передачи. А сама передача возникла в недрах органов безопасности как способ дезавуировать информацию о западе, которая поступала от очевидцев и сообщалась по "сарафанному радио", которому доверия было гораздо больше, чем анализам Бовина или Сейфуль-Мулюкова. Другими словами, в передаче все должно было быть аутентичным, даже музыка для заставки. По этой же причине и был выбран спокойный и даже где-то усталый стиль повествования.



Также на тему "Кино. Behind the scenes."



 
 

Лопатин Владимир Владимирович

Тел.: +7 (982) 6259734    simbioz2004@bk.ru
skype: vlopatinv   fb: Владимир Лопатин
Instagram: lopatinwladimir